четверг, 15 октября 2015 г.

5 идей чтобы вырастить детей оптимистами

Если мы хотим, чтобы ребенок по-настоящему расцвел, нашел себя и был счастлив, родительской любви и авторитета недостаточно. Его еще нужно научить оптимизму. Пять уроков, которые помогут укрепить желание взрослеть и веру в жизнь.
Текст: Галина Черменская

Многих детей пугает мир взрослых. Общаясь с психологами по самым разным поводам, они говорят о чувстве бессилия и неуверенности в себе. А их родители охвачены тревогой за будущее своих детей в нашем обществе, переживающем кризис. Но наши эксперты уверены: сегодня именно оптимизм может стать основой воспитания.  «Речь идет о способности человека, несмотря на трудности и неопределенность, понимать ценность самой жизни», - говорит детский психолог Галия Нигметжанова. А психоаналитик Ален Браконье (Alain Braconnier) напоминает, что сегодня
любви и авторитета детям уже недостаточно. Мы должны поддерживать их вкус к жизни, их желание расти, их надежду. Передать ребенку оптимистическое восприятие жизни может только близкий человек. Значит ли это - любящий? Не обязательно, поясняет детский психолог. «Это тот, кто готов принять ребенка, не примеряя к нему схем, шаблонов, способный всматриваться в него, искренне ему удивляться:» «Вот ты какой!» Тот, кто сам ценит жизнь и поэтому может передать это чувство ребенку. Опираясь на данные позитивной психологии, Ален Браконье утверждает, что родители-пессимисты вполне могут вырастить ребенка-оптимиста. При условии, что они понимают, насколько их пессимизм им мешает, и хотят уберечь ребенка от собственных ограничений. Психоаналитик также подчеркивает, что оптимизм помогает тревожным и ранимым детям вновь обрести вкус к жизни и надежду. Пять воспитательных принципов, предложенных нашими экспертами, требуют от родителей упорства и последовательности, но эти усилия могут изменить жизнь детей, вернут им уверенность, способность улыбаться и не бояться будущего.

 1   ПООЩРЯТЬ ЕГО ЛЮБОПЫТСТВО
Маленький ребенок жаждет открытий. Все, чего он касается, что пробует, что нюхает, вызывает у него желание отважиться выйти из привычной среды. И наша задача - дать ему свободу экспериментировать. «Поддерживайте его любопытство и любознательность, - подчеркивает Галия Нигметжанова. - Присматривайтесь к тому, что он делает, стараясь понять, что им движет, и присоединяйтесь к его занятиям». Иначе предоставленный самому себе перед лицом загадок, которые ему не по силам разрешить, ребенок постепенно потеряет интерес и начнет сомневаться в себе. Делиться восхищающими нас открытиями, объяснять, отвечать на его вопросы, приобщать его к новым книгам, выставкам, путешествиям - все это может создать у ребенка ощущение, что жизнь готовит ему много удовольствий впереди. Этого достаточно, чтобы с радостью стремиться в будущее.

 2   НЕ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ ЕГО ОШИБКИ
Открывая мир, ребенок также исследует собственные границы. Когда неудач слишком много, он чувствует себя ни на что не годным и опускает руки при малейшей трудности. «Поэтому взрослым важно осознать страхи (часто не имеющие под собой оснований), которые мы передаем детям, сами того не желая», - предупреждает Ален Браконье. Стоит задуматься: а как я сам обхожусь со своими ошибками? Помогаю ли понять сыну или дочери, что ошибка - это возможность чему-то научиться? «Оценивайте не ребенка, а то, что он сделал, - говорит Галия Нигметжанова. - Разделяйте его старания, усилия (поддерживайте их) и неудачный результат». Если мы доверяем ребенку, умеем быть с ним, не выполняя, однако, задачи вместо него, позволяем самому искать решение, ценим его успехи, мы тем самым повышаем его стойкость и надежду преуспеть в разных начинаниях.

 3   ПОМОГАТЬ ЕМУ МЫСЛИТЬ ТОЧНЕЕ И КОНКРЕТНЕЕ
Один из столпов позитивной психологии Мартин Селигман заинтересовался тем, что может помочь ребенку активно владеть ситуацией, а не пассивно терпеть ее. Он выяснил, что особенности: принимать неудачи на свой счет («Со мной произошло что-то плохое, потому что я плохой») и обобщать («Вот так всегда»). Обе установки приводят к чувству беспомощности. «Не бывает так, чтобы не получилось вообще ничего. Поэтому, когда ребенок терпит неудачу, лучше как можно точнее объяснить ему, что произошло, чего именно ему не хватило», - рассказывает Галия Нигметжанова. Тогда и решения станут для него яснее и очевиднее, причем такие, которые ему доступны и никак не зависят от злого рока.

   ПРИВИВАТЬ ЕМУ ВКУС К УСИЛИЯМ
Ребенку потребуется много энергии, чтобы завоевать свое место в жизни, осуществить то, что следует его счастливым. Для этого он должен как можно раньше почувствовать, что усилия окупаются: дают ему новые навыки или улучшают его жизнь. Поэтому не нужно критиковать ребенка за то, что он еще не умеет делать, и сравнивать его с другими детьми, у которых это получается. Когда перед ребенком стоит задача, которая кажется ему невыполнимой, напомните ему об успехах, которых он достиг благодаря своим усилиям (научился ходить, читать, плавать). «Помогайте ему замечать и ценить хорошие моменты, - советует Галия Нигметжанова. - Они станут ему защитой в периоды сложностей, которые неизбежно будут». Почему бы не завести такой ритуал: перед сном вспомнить вместе те моменты, где он смог превзойти себя, где его усилия были вознаграждены, то, чем он может гордиться, приучая его тем самым сфокусировать внимание на хорошем.

 5   РАЗВИВАТЬ ДОВЕРИЕ К МИРУ
Одни дети-пессимисты избегают общения, другие выбирают в друзья тех, кто чувствует себя еще более неуверенно. «То, как ребенок смотрит на себя и на мир, слишком зависит от других людей, способных обогатить его взгляд на мир или обеднить его», - подчеркивает Ален Браконье. «Поэтому, развивая в детях доверие к миру, к людям, - продолжает Галия Нигметжанова, - мы учим их открываться другим, обращаться к ним за помощью, опираться на нее». Когда ребенок вступает в отношения с разными людьми (одни из них его успокаивают, другие стимулируют), он знает, что может рассчитывать на других, и ощущает себя в большей безопасности. Мы поможем ему познавать мир, интересуясь его друзьями, развивая его симпатию, показывая, как велика ценность дружбы.


0 коммент. :

Отправить комментарий

 
...